Юлия Гельтищева (geltani) wrote,
Юлия Гельтищева
geltani

Гори, гори ясно!

Пока март не закончился хочу рассказать про Бакшевскую Масляницу, народное гуляние, где я провела воскресное прощание с Масленицей.
Праздник появился более тридцати лет назад по инициативе группы людей, любителей природы, традиций и реставрации. Им захотелось устроить настоящее народное гуляние как встарь. Задумали - сделали. Постепенно праздник набирал популярность, а потом ему дали название в честь одного из основателей и активистов ныне покойного Михаила Георгиевича Бакшевского.

Для меня в детства этот праздник был массовым гулянием туристов (которые походники). Потому что все знакомые взрослые были из них, и кто ещё согласится зимой ехать на электричке, а потом пилить энное количество километров в лес до поляны. Хотя на самом деле, на празднике встречаются не только туристы.

Основные развлечения и действие организует группа энтузиастов, они приезжают заранее, строят крепость, корабль, лабиринт и прочие снежные фигуры. Сооружают развлечения из брёвен, организуют места для кухни и общий костёр.

При этом каждый участник Масляницы может снести свою лепту в праздник, устроить для остальных участников развлечения. Главное, чтобы всем было весело и интересно.
Ещё одна особенность праздника - в уставе чётко прописано, что это трезвый праздник. Это стало для меня приятным сюрпризом несколько лет назад, когда я захотела его посетить, но помнила нетрезвый народ в нашем лагере (многие приезжают заранее и встают чуть в стороне от поляны). Впрочем, это не удивительно.

Другая особенность в секретности места проведения. За годы существования праздник настолько полюбился людям, и стал настолько массовым, что его место начали держать в тайне. Не знаю, когда я это началось, помню, что в середине прошлого десятилетия, когда я у нас только появился интернет, папа с Данькой заполняли форму на сайте Рождественки и соглашались с тем, что не раскроют локацию. Данные о ней приходили на почту за несколько дней до праздника. Позже такую форму заполняла я, а теперь они создают встречу вконтакте. До определённой даты они открытая, потом закрывается, и в документах появляется файл с добираловом, расписанием электричек, телефонами и советами. Просто и удобно.

Мне повезло - в это году Масляница проходила на станции Берёзки Дачные, Ленинградского направления, и не пришлось ехать на вокзал. Вместо этого я поехала на Петровско-Разумовскую и села там. Выбрала первый из предлагаемых поездов, рассудив, что так народу будет меньше.

Действительно, народу было немного, а поезд - комфортная Ласточка. Я так привыкла к тому, что Ласточки ходят по МЦК, что видеть дачников и редких туристов в поезде оказалось необычно.
На подъезде к станции я нацепила на себя гирлянды из куколок, которые всю неделю украшали мою комнату, и прицепила на бёдра сидушку.

Немногочисленный народ уже выстроился шеренгой на узкой тропинке и шёл по указателям в сторону Масляницы. Я присоединилась к ним. Сначала шла за парнем, везущим на верёвочке бутыль с водой. Способ интересный, напомнивший мультик "Варежка", но временами бутыль норовила застрять или запутаться в выглядывающих из снега прутьях. Так что я воспользовалась возможностью обогнать людей и баклажку, когда тропа стала шире.

Чтобы не заплутать, на нужных тропинках разместили указатели - розовые в белую крапинку стрелки под цвет флага Весны. Кроме них повесили забавные картинки с надписями и через промежутки – информацию о том, сколько осталось до поляны.

Прикол с расстояниями в том, что на каждой следующей картинке число становится больше, заодно меняется мера длины. Чтобы напугать впечатлительный и невнимательный народ.

Пока идёшь, любуешься красивыми и пустынными видами - местные ещё не проснулись и не вышли гулять.

Ближе к месту проведения встречаются забавности для поднятия настроения. Вроде "Дай пятюню!" - рука в варежке, прицеплённая к дереву.

Чуть дальше - слоник-колокольчик. Попасть в него снежком на ходу могут только самые меткие. У меня не получилось.
До места мы двигались быстро, неплотной группой, и пришли на час раньше официального открытия поляны.
Официально попасть на неё можно или задобрив охрану творчеством или баранками, или через второй ход под обстрелом снежками и снегом. В прошлый раз я пробиралась под обстрелом, в этот хотела цивильно войти и изучила легенду о Масленице-Морене.
Пришла раньше, и девушки с гармонью ещё не подошли. Охранник у входа удивлённо спросил: "Вы чего, так хотите войти?" Мужчина передо мной ответил коротко: "Да". Охранник пожал плечами, и мы прошли. Просто так.

На поляне велись последние приготовления. Редкие посетители фотографировали снежные фигуры до появления людей.

Меня заинтересовал лабиринт. Лет в 11 или 12 я лазила в детский. Помню узкий лаз, ноги впереди ползущего ребёнка и внезапный выход. Взрослый обещали крупнее и интереснее. Я оставила рюкзак у входа и полезла в мир без клаустрофобии. Вход специально сделали узким и низким, чтобы люди сразу понимали застрянут или нет. Дальше ход стал объективно выше, но подниматься на колени можно было только на отдельных участках, в остальном - ползком.
Первым делом я обнаружила "тайную комнату" - углубление, где могут поместиться пять человек и возможно привстать.

Посидела там, и поползла дальше. Сделала круг, потеряла, где вход, где аварийный выход, и снова попала в тайную комнату.

Заползла туда отдышаться. Кроме меня там уже отдыхала молодая пара, а потом присоединилась девушка, уступившая мне проход.

Долго сидеть мне скучно и холодно, поэтому отдышавшись, я поползла дальше в ход, где ещё не была, и оказалась у ступенек выхода. Поднялась и вылезла наружу. Устала, опробовала, но осталось чувство, что какой-то ход остался необследованным.

Дальше отправилась гулять по поляне, фотографировать снежные фигуры и делать селфи с кораблём и крепостью.

Обратите внимание на интересное решение - пушечные ядра в боку крепости.

Когда добралась до милого домика Муми-Тролля, пошёл сильный снегопад. Крупными хлопьями и сплошной стеной. Что сказать. Весна.

Я поглядела на тарзанку, палатки спасателей и скорой помощи, и пошла в лес, где спрятались подвесные качели. Моё любимое развлечение, которое я забыла сфотографировать. Они привязаны между двух сосен. Наверху поперечное бревно, к нему привязаны верёвки или стропы, внизу бревно для сидения. Он находится на высоте примерно моего живота. В лесу их повесили штук 6-8.
Мне удалось покачаться два раза. Причём во второй раз я запрыгивала в последний момент, и сама удивилась - схватила верёвку, подпрыгнула, подтянулась, перекинула ногу и села. Не зря на бодибалет хожу.

После первого катания, я отправилась греться и сушиться к общему костру. К моему негодованию, выяснилось, что зимние штаны и дождевик промокают. Дождевик успел намочить ветровку. Требовалось согреться и подсохнуть.
У костра я переложила вещи в рюкзаке, убрала мокрое в пакет, протёрла фотоаппарат, и наблюдала как на поляне водят хороводы. Вот в чём поучаствовать не удалось. Когда их водили, я или грелась, или занималась чем-то другим.

Народ всё прибывал, появились коллективы в народных костюмах с музыкальными инструментами. Вокруг них собирался народ танцевать, слушать, подпевать.
На поляне собрался народ на волейбол. Рядом к столбам повесили мягкие груши - мячики в мешках, достаточно тяжёлые, чтобы хорошо летать, и достаточно мягкие, чтобы было не больно получить им по голове.
Правила в игре с такой грушей простые - часть людей закручивают её против часовой стрелки, часть - по. Игра заканчивается, когда верёвка накрутится на столб. Это затягивает.

Вокруг брёвен традиционно собралась толпа. Одно простое - с двух сторон на него забирается по человеку, и кто кого первым скинет. Второе - крутящееся. На нём стоять могут отдельные умельцы, большинство - ложиться, цепляется как ленивец и висит вниз головой, пока не надоест.

Кроме подвесных качелей сделали качели-балансир, на них я не покачалась. Но наблюдала за другими. Особенность этих качелей - в том, что сидение просто бревно, без обработки, и качаться нужно осторожно. Падать с них высоко и больно.

Расскажу ещё про столб с подарками - традиционное развлечение. Раньше он был чисто взрослым. На этот раз добавили детский вариант - ниже и попроще. На взрослый, даже скорее мужской вариант, нужно лезть в одних трусах. Лезешь, плотно обнимая столб - падать далеко и больно, не смотря на караулящих спасателей. Кто-то добирается до середины, кто-то подлезает под самый крест, а кому-то хватает сил вылезти на крест, отдохнуть и отцепить мешок. Выдохнуть и сбросить его вниз к даме сердца.

На этом развлечения не заканчиваются, но если их описывать, мне придётся делить текст на два поста.
После игры с грушей меня поймал неожиданно почти трезвый отец, и повёл смотреть его лагерь, где вручил подарок на 8 марта. Выполнив долг гостеприимства, он побежал куда-то по делам. Я спрятала подарок и вернулась на поляну, где была захвачена Витом, моим вторым инструктором. За руку он держал шестилетнего Лёву. Тут я осознала, сколько времени прошло с похода по Киргизии. Тогда сынишка только родился.

Вместе с Витом нашлись Алёна, первый инструктор, и Юра, поведший нас в поход вместо Алёны. Они с друзьями-туристами тоже выбрались проводить Масленицу. Остаток праздника я провела в их компании.

Ближе к часу дня Медведь улёгся на сцене, и народ начал мигрировать ближе, чтобы следить за действием. Медведь долго не просыпался. Очень долго. Не реагировал ни на крики, не на снежки. Пока на сцене не появился поющий коллектив.

Тогда начался диалог: «Вставай! - Не хочу!» Еле-еле добудились до этого сони. Впрочем, Деда Мороза на Ёлке звали громче, чем здесь будили Медведя.

Дальше чучело Масленицы процессия повезла в сторону площадки для сожжения, но по дороге его вытащили из саней и затащили на Крепость, где уже разместились защитники.

Народ переместился ближе к крепости. Штурмующие замерли, готовые бросаться на стену по сигналу. Прошло сколько-то времени, и на сцену вышел Воевода. Девушка пожаловались ему на злодеев-защитников Зимы. Воевода умылся снегом. Предложил Зиме сдаться, на крепости отказались. Воевода медленно оделся, сел на коника, и его понесли к кораблю.

На корабле раздался пушечный выстрел, сигнал начала штурма. И волна мужчин пошла на штурм. Это самое жестокое и эмоциональное действие на Маслянице. Мужчины лавиной лезут на стену, падают сами или их спихивают защитники. Они возвращаются и лезут снова. В крови бурлит азарт и адреналин, толпа за спиной подбадривает громкими криками. Без травм не обходится. Рядом караулят люди из Красного Креста, спасатели и волонтёры Масляницы.

Тем не менее, многие с нетерпением ждут этого момента, и каждый год по своей воле лезут на стену.

Штурм в этот раз длился около часа. Было больше шести "волн", которые мы наблюдали издали.

Первые мужчины перевалились через стену, отодвинули защитников, и остальная толпа полезла наверх. Белый в крапинку флаг поменяли на розовый. Люди ликовали. Солнце вышло из-за туч и осветило крепость и площадку рядом с ней.

Куклу сняли с крепости и отнесли на высокую деревянную площадку. Тут я решила подойти ближе. Мимо прошли спасатели, контролировать процесс.
Рядом с чучелом встал ответственный за сожжение. Перед тем как поджигать, он предложил хором покричать. Он говорил строчку, народ подхватывал:
Масленица! Масленица!
Обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну!
Присылай Весну!
Прощай, Масленица!

И поджёг. Точнее, с первого раза наряд Масленицы начал тлеть. Чтобы загореться, потребовалось некоторое время. В прошлые годы Чучело делали из соломы, тогда оно отлично загоралось с первого раза.
В этот раз стало тлеть, потом всё же загорелось, но не полностью. Прогорело частично и упало, погаснув ещё в воздухе.

Официальная часть закончилась. Народ вернулся к развлечениям. Кто-то потянулся к электричкам. Я некоторое время понаблюдала, и пошла к станции, надеясь попасть на поезд в 16, но опоздала, и полтора часа слонялась в ожидании Ласточки. Пока ждала, подтянулся отец с приятелем. Да и в целом платформа наполнилась возвращающимися туристами. Они все набились в Ласточку. Кто-то успел сесть, кто-то остался стоять, владельцы туристических рюкзаков бросили их на пол и устроили себе дополнительные места на полу.
В середине пути ко мне неожиданно подошёл Джошуа, старый знакомый волонтёр-активист. Мы не виделись с моего увольнения из парка. Оказывается он все три выходных дня стоял лагерем в стороне от поляны и тоже принимал участие в праздновании Масленицы. Мы просто не пересеклись на поляне.
Вот как-то так я отметила последний день Масленицы.
Tags: Зимние забавы, Поездка, Праздник, Фотографии

Posts from This Journal “Зимние забавы” Tag

• После хорошо проведённой Масленицы...

...жутко болит всё тело, будто по нему проехались катком. Даже не верится, что это из-за проползания снежного лабиринта "Антиклаустрофоб",…

• Воспоминания о Масленице 2010

Я всё же добралась и сделала этот пост с рассказом о феерической Масленице 2010 года. Первой Масленице, которую я устроила с помощью коллег и…

• Первый день весны

По календарю Весна, а на улице была около нуля и периодические снегопады. Снег падает крупными хлопьями. В городе началась Масленица. Куча яркой…

• Путешествие в Рождество. Тверская и Варварка

Вообще я не думала приходить на Тверскую в период празднования Нового года. То бишь с 31 по 2, но требовалось где-то провести время до ледового…

• Путешествие в Рождество. Новые Черёмушки

Новые Черёмушки стали местом моей дислокации на вторую половину "Путешествия в Рождество". Впервые я приехала туда 21 декабря с намерением…

• Путешествие в Рождество. Красногвардейская

На Красногвардейской я первым делом зашла в шале Мари. Там мне предложили написать текст пером - гусиным или вечным на выбор. Потом запечатали его…